Жизнь блога

Символика школы

Геральдическое описание и обоснование символики герба 

Школьный герб – навек любимый,
                 где найдешь еще такой?


Герб является неотъемлемой частью школьной символики, отражающей индивидуальность образовательного учреждения. Все элементы в композиции герба взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют глубокое семантическое значение.
Герб Хальчанской базовой школы представляет собой стилизованное изображение дома (без обрамления гербового щита), которое символизирует общность интересов учащихся и педагогов, бережное отношение к  традициям. По периметру «дом» обрамлен золотой лентой с девизом, отражающим жизненные принципы школы: «Школа – наш общий дом! Всем тепло и уютно в нем!» Девиз начертан синим цветом по краям ленты, название учреждения образования – красным в центре. Золотой цвет ленты имеет семантику богатства  школьных духовных традиций, синий (лазурный) – великодушия, верности, безупречности педагогов, красный (червленый) – верности учеников исторической памяти белорусского народа.
В центре герба расположена раскрытая книга, которая отражает основное предназначение школы – получение разнообразных и прочных знаний. Она является символом накопленной человечеством мудрости, постижение которой продолжается всю жизнь и не может быть завершено, поэтому книга не закрыта.
Основная задача школы – воспитание настоящих граждан и патриотов страны, которые уже сегодня со школьной скамьи задумываются о будущем нашего государства. Именно поэтому на правой странице книги цветами одного из главных символов белорусской державы (флага) написаны основные тезисы комплексно-целевой программы воспитательной работы Хальчанской базовой школы «ученик – патриот – гражданин», символизирующие три ступени на пути становления личности учащегося.
В нижней части разворота книги присутствуют изображения лиры (символа любви к искусству), мяча  (символа спорта и здорового образа жизни, который активно пропагандирует школа) и компактного диска (символа информатизации обучения на современном этапе). В верхней части разворота расположен зелёный росток – символ школьного коллектива, молодого, растущего, развивающегося. Стеблем является изображение пера как символа обучения. Свое начало росток берет из глобуса (основы всех основ), который держат раскрытые руки,  олицетворяющие не только заботу взрослого, но и возможность каждого человека быть нужным кому-то, делать свою жизнь интересной и разнообразной. Этот символ гласит: «Моя судьба – в моих руках!»
Над раскрытой книгой изображено солнце с лучами, символизирующее стремление к познанию человеком мира. Кроме того, солнце является отображением известного постулата: «ученье – свет».
В верхней части герба расположена стилизованная крыша дома, выполненная в виде перекрещенных кисти и карандаша, которые олицетворяют стремление учащихся к творчеству и обучению.
В нижней части герба присутствует изображение золотой печати, на которой синим цветом вытеснен год основания школы.
Таким образом, в целом композиция герба выполнена с учетом целей, задач жизни и деятельности коллектива, взаимопонимания и согласия всех членов школьного содружества.  Герб был разработан активом ученического самоуправления.



Основная школьная традиция:

От любви к себе – к защите Родины

Структура традиции:

Я – наша школа – наш Хальч – наш край – наше государство 





Описание школьной традиции

Шаг 1. «Я»

Каждый человек на Земле когда-либо задавался вопросами: «Откуда мои корни? Кто были мои предки?»  Многие меняют несколько профессий, прежде чем найдут свое место в жизни. А всего этого можно избежать, если с детства изучить историю своей семьи.

Именно через исследование своих корней, своего рода человек приходит к самоопределению: кто он и зачем живет на земле. Изучение семейных традиций позволяет также определиться с выбором профессии (существуют семейные династии педагогов, медиков, хлеборобов; из поколения в поколение передаются увлечения, таланты, склонности).

В Хальчанской базовой школе уже несколько лет действует творческая группа «Живое слово». Руководитель группы Мигаль Е. Г. знакомит учащихся с основами генеалогии, помогает в исследовании истории семьи. Дети создают поколенные росписи, генеалогические таблицы, составляют родословные и генеалогические древа.  После изучения истории своего рода учащиеся становятся духовно богатыми, начинают понимать, кто они и какое их место в жизни.

Шаг 2. «Наша школа»

Человек не может жить в одиночестве, ему необходимо общение. Формирование характера и моральных качеств человека происходит в коллективе. Именно поэтому так важно научиться следовать правилам, принятым в обществе. В Хальчанской базовой школе сильны традиции, существует школьное самоуправление, действует волонтерский отряд «Милосердие», основным принципом работы которого является тезис «Без прошлого нет настоящего и будущего».

Основными принципами жизнедеятельности школьного содружества является планирование дел, организация, проведение мероприятий силами самих учащихся. Одна из важных традиций школы – проведение Дня самоуправления в школе. Данная методика способствует формированию самовоспитания и самореализации учащихся.

Шаг 3. «Наш Хальч»

Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где родился и вырос, к людям, что окружают тебя с детства. Именно поэтому в Хальчанской базовой школе прививается любовь к малой родине, к традициям, обрядам. Учащиеся школы занимаются сбором и изучением местного фольклора.

Большую роль в формировании патриотических чувств играет краеведение. Космыков М.М. – руководитель школьного краеведческого кружка, поэт, публицист – сумел зажечь в сердцах учеников интерес к изучению истории родной деревни. Учащиеся исследуют топонимы и гидронимы Хальча. Ими составлено несколько туристических маршрутов, по которым часто проводятся пешие экскурсии.

Немаловажную роль играет и почитание памяти павших. На территории Хальчанского сельского совета расположено несколько памятников погибшим воинам. Дети постоянно благоустраивают территорию и ухаживают за мемориалами.

Шаг 4. «Наш край»

Ветковщина славится традициями. Именно наш район знаменит уникальной резьбой по дереву и старообрядческой школой иконописи, а презентации неглюбских рушников неоднократно побеждали на многочисленных выставках. Богата наша земля и талантами. 

В нашей школе существуют тесные связи с Ветковским музеем народного творчества имени Ф. Шклярова. Научные сотрудники музея Г.И.Лопатин, Л.Д.Романова часто проводят лекции с учащимися, рассказывают о культурном наследии Ветковщины и Гомельщины.

Периодически проводятся литературные встречи с поэтами района и республики: Эдуардом Акулиным, Василием Бакаевым, Геннадием Лопатиным, Леонидом Дранько-Майсюком. Ведется переписка с Аркадием Рухом,  уроженцем Гомельщины, представителем Европейского Союза Научной Фантастики в Беларуси.

Шаг 5. «Наше государство»

 Основная задача школы – воспитание настоящих граждан и патриотов страны, которые уже сегодня со школьной скамьи задумываются о будущем нашего государства. Поэтому воспитательная работа ведется по направлениям и основным принципам  комплексно-целевой программы «Ученик – патриот и гражданин».

На протяжении многих лет воспитанники нашей школы принимают активное участие в акциях «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», «За любимую Беларусь!», «Главный рекорд – здоровье», «Займись полезными делами – сделай себя сам», поскольку каждый из нас – гражданин Республики Беларусь, и нашей святой обязанностью является беречь, защищать и преображать нашу Родину.

39 комментариев:

  1. А как вы определяете стал ли ученик духовно богатым (шаг 1 "я")? На мой взгляд, духовно богатый человек понятие чрезвычайно сложное и многогранное.
    Во-первых, мне кажется, что духовно богатый человек - это личность, обладающая глубокими и всесторонними знаниями и успешно применяющая их в жизни. Так, например, духовно богатым был Леонардо да Винчи – гений, изобретения которого во многом опередили его время и актуальны сейчас. Произведения искусства, вышедшие из- под руки великого итальянца до сих пор остаются общепризнанными шедеврами.

    ОтветитьУдалить
  2. На мой взгляд, школьные традиции прекрасны!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Фёдоровна17 декабря 2015 г. в 20:41

    Не знаю как насчёт духовно богатых учащихся), а описание герба школы шикарное! Автор замечательный!

    ОтветитьУдалить
  4. Вера Васильевна17 декабря 2015 г. в 20:43

    Описание герба прекрасное! Спасибо авторам за идею.

    ОтветитьУдалить
  5. Неравнодушный учитель17 декабря 2015 г. в 20:46

    Меня очень впечатлил перечень поэтов и писателей, с которыми были организованы встречи. Позавидует любая школа!

    ОтветитьУдалить
  6. Алла Ивановна17 декабря 2015 г. в 20:48

    Я тоже беру себе на заметку. Пригодиться в работе.

    ОтветитьУдалить
  7. Сейчас актуален вопрос гражданско-патриотического воспитания. Традиции замечательные! Зоя, я бы не была столь придирчивой)

    ОтветитьУдалить
  8. Роман Романович Романов17 декабря 2015 г. в 20:52

    Мне понравился девиз...

    ОтветитьУдалить
  9. Галина Николаевна17 декабря 2015 г. в 20:53

    Да, девиз интересный... такого не встречала

    ОтветитьУдалить
  10. Школа тоже замечательная, поверьте!

    ОтветитьУдалить
  11. Валентина Сергеевна18 декабря 2015 г. в 00:13

    Как по мне, так очень грамотное описание герба

    ОтветитьУдалить
  12. Валентина Сергеевна18 декабря 2015 г. в 00:21

    Для любого учителя взрастить ученика духовно богатым, как Леонардо, - это некая совершенная мечта, к которой педагог стремится. Именно поэтому Леонардо один такой - это недосягаемая высота.

    ОтветитьУдалить
  13. Так вот я и говорю о том,что сложно назвать учащихся духовно богатыми. Скорее посредством школьных традиций учащиеся учатся быть настоящими гражданами нашей страны, а не становятся духовно богатыми, как утверждает автор. Несомненно человек должен стремиться к этому. В этом и есть отличие от великих!

    ОтветитьУдалить
  14. Мне очень понравился девиз вашей школы. полагаю, что всем детям очень нравится учиться здесь

    ОтветитьУдалить
  15. Людмила Ивановна20 декабря 2015 г. в 19:58

    Идея с созданием родословного древа супер!!! Обязательно на классном часу сделаем со своими учениками

    ОтветитьУдалить
  16. Чернявская Галина20 декабря 2015 г. в 20:03

    Спасибо Елене Геннадьевне за огромную и скрупулёзную работу, которую она проводит по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся нашей школы. Через информационно-коммуникационные технологии Елена Геннадьевна стремится привить учащимся любовь к белорусскому языку, традициям нашего народа, почтения к предкам. Поэтому описание школьных традиций это не пустые слова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Решила после замечания Зои Бородиной подправить текст, а теперь трогать ничего не буду: если есть поле для дискуссии - разве это не прекрасно? Значит, школьные традиции "зацепили" читателей, люди пропустили информацию через сердце, вникли в текст. А то, что у каждого человека свое мнение - это просто замечательно. Ведь нет на свете двух одинаковых мнений и именно поэтому наш мир такой многообразный.

      Удалить
  17. Зинаида Иосифовна20 декабря 2015 г. в 20:06

    Как хорошо, что у вас есть такой учитель. Меня поразило то, что учащиеся вашей школы хотят встречаться с белорусскими поэтами

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр Грушевич10 января 2016 г. в 19:14

      Зинаида Иосифовна, я не понимаю Вашего удивления. Значит ли это то, что с белорусскими поэтами встречаться не нужно? Их произведения не достойны внимания? Или Вы ссылаетесь на то, что нынешнее поколение мало читает и именно стремление детей к чтению Вас удивило? Смею заметить как родитель, что современная молодежь рано или поздно приходит к чтению. У каждого свой путь, но когда моя 14-летняя дочь рекомендовала мне прочитать "Старик и море", я понял, что недооценивал молодое поколение. Дети хотят читать и с удовольствием читают!

      Удалить
    2. Зинаида Иосифовна14 января 2016 г. в 11:44

      Я всего лишь хотела сказать, что дети сейчас вообще мало чем интересуются, кроме компьютерных игр. И поэтому удивилась, что ученики этой школы хотят встречаться с писателями и поэтами. Очень рада за Вас и Вашу дочь. Значит, я недооценила современных детей.

      Удалить
  18. Интересно, а кто занимался художественным оформлением герба школы? Получилось классно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оформлением герба занимался учитель информатики

      Удалить
  19. Андрей Пертович20 декабря 2015 г. в 20:11

    Прекрасный герб школы! Авторы просто молодцы! Сразу видно, что школа имеет богатую историю

    ОтветитьУдалить
  20. Мне понравилась основная школьная традиция! Очень актуально!!

    ОтветитьУдалить
  21. Виктория Викторовна20 декабря 2015 г. в 20:16

    Идея с генеалогическим древом прекрасна! Кстати, заходила на сайт "Живое слово" - СУПЕР!!!!

    ОтветитьУдалить
  22. Мария Эдуардовна20 декабря 2015 г. в 20:19

    А мне понравилась идея с волонтёрским отрядом "Милосердие". Такая работа учит детей быть добрыми, благородными, щедрыми, небезразличными

    ОтветитьУдалить
  23. Ольга Владимировна20 декабря 2015 г. в 20:23

    Прочитала описание школьных традиций. Понравилось. Захотелось побывать в вашей школе. Думаю, что будет интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Владимировна,привезжайте, мы всегда рады гостям!

      Удалить
  24. Чернявская Галина20 декабря 2015 г. в 20:26

    Ольга Владимировна, обязательно приезжайте со своими учащимися к нам в гости. Мы всегда рады встречи и не только расскажем, но и покажем все достижения наших учащихся. поверьте, "Школа - наш общий дом, всем тепло и уютно в нём" - это не пустые слова.

    ОтветитьУдалить
  25. Ольга Владимировна20 декабря 2015 г. в 20:28

    Спасибо за приглашение. Обязательно приедем

    ОтветитьУдалить
  26. Антонина Егоровна20 декабря 2015 г. в 20:31

    Кстати, на конкурсе "Учитель года" я видела выступление Елены Геннадьевны "Ад роду да народа". Была покорена. Такие учителя могут воспитать настоящих патриотов. Желаю школе побед и процветания!

    ОтветитьУдалить
  27. Чернявская Галина20 декабря 2015 г. в 20:36

    Советую вам посетить сайт Мигаль Е.Г. и сайт клуба "Живое слово". найдёте для себя очень много полезной информации, которую можно использовать на уроках и классных часах. Удачи

    ОтветитьУдалить
  28. Прочитал описание герба. Стало интересно, почему год основания изображён на золотой печати?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это символ означает богатство и крепость традиций школы, которые чтут школьники на протяжении вот уже более века.

      Удалить
  29. А мне понравилась идея с зелёным ростком как символом молодого коллектива школы. Идея очень интересная

    ОтветитьУдалить
  30. Татьяна Гордеева29 декабря 2015 г. в 20:46

    Мне очень понравились ступеньки (или шаги) в традициях школы: от маленького человека до целого общества.

    ОтветитьУдалить
  31. Александр Грушевич10 января 2016 г. в 19:08

    Очень интересные традиции, все описано доступным и понятным языком. Так что беру себе на вооружение!

    ОтветитьУдалить
  32. Отряд "Милосердие" - это очень нужная и своевременная вещь! Ведь помогать одиноким пожилым людям надо всегда, а не только перед праздниками. Поэтому уверена: вы молодцы!

    ОтветитьУдалить